Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разуме́ние», «понимание»; «понятие») или ум — качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
В наше высокотехнологичное время современные родители уделяют большое значение интеллектуальному развитию ребёнка, так как требования к успешной и реализованной личности в современном мире очень высоки! Открываются центры ментальной арифметики, быстрочтения и другие ноу-хау интеллектуального развития, основой которых прежде всего является сенсорное развитие личности ребёнка ещё в раннем возрасте. Поэтому в нашем детском саду открыта студия сенсорного развития «Малышарики» (руководитель Лукьянова Людмила Васильевна), занятия в которой помогают детям развить прежде всего исследовательский интерес и сформировать навыки овладения новыми способами предметно-познавательной деятельности. Как вакцина обеспечивает появление иммунитета, так сенсорные занятия в раннем возрасте обеспечивают правильное и глубокое познание и восприятие ребёнком окружающего мира, что является основой его интеллектуального и творческого развития!
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
…Основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.
Масару Ибука
Сенсорное развитие в раннем возрасте является основой интеллектуального развития, упорядочивает представления ребёнка о мире, развивает внимание и концентрацию, а также является основой для развития воображения и эстетического чувства. На занятиях в студии «Малышарики» дети, играя в настольные игры познают сенсорные эталоны( существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), учится анализировать возникающие ощущения и впечатления от игровых предметов. Это дидактические игры на нанизывание бус, выкладывание шариков пинцетом, ловушка мягких шаров, различные пирамидки, скручивание и раскручивание болтов, геометрические фигуры, конструкторы на липучках, пересыпание через воронку, сундучок с замочками, магнитный лабиринт, тренажер с пуговицами, рыбалка на магнитах, подбор пары предметов по цвету, размеру, форме, четырёхгранная мозаика, перекладывание декоративного риса по цвету.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Двигательные функции ребенка, исследовательские действия с предметами во время игры обеспечивают формирование различных видов восприятия.
При осуществлении простейших действий в игре с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.
Навыки сосредоточения глаз на предмете и слежение за движущимися предметами развиваются раньше двигательной активности по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие двигательной сферы происходит с участием и контролем сенсорных систем. Осуществление двигательных функций, восприятие предметов игры через обследование руками наощупь является основой для развития представлений ребенка о времени и пространстве. Например, М.М. Кольцова отмечает, что представление порядка может возникнуть только на основании понимания последовательности действий, совершаемых ребенком. Чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. Именно сенсорные игры позволяют разнообразить восприятие предметов окружающего мира ребёнком. Каждое исполненное движение, связанное с достижением результата в игре, вызывает у ребенка яркие эмоциональные реакции, чувство радости от своего успеха.
Сенсорные игры имеют значение для развития речи детей.
В течение первых лет жизни ребенка формируется как понимание речи окружающих людей, так и собственная активная речь. При этом учеными, изучающими деятельность мозга и психику детей, выявлена взаимосвязь между развитием движения рук и речи. Исследования М.М.Кольцовой доказали, что пальцы рук имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга человека. Она отмечает, что речевая реакция напрямую зависит от тренированности пальцев. Чем разнообразнее выполняемые в играх движения, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. А педагог рядом направляет, помогает сделать «открытие» ребёнку самому! И тогда у ребёнка раскрывается его природный исследовательский интерес. А развитие его живого ума постоянно поддерживается работой с разнообразными материалами.
…Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев… В.А. Сухомлинский
Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка.
Помните, что чем «умнее» руки, тем умнее ваш ребёнок.
Поэтому в этом году в нашем детском саду также открылась студия творчества «Мастерская чудес» (руководитель — Григорян Гаянэ Григоровна), где дети имеют возможность реализовать свои творческие замыслы через изготовление различных поделок своими руками, а значит опять в очередной раз через нейронный мир подушечек пальцев активизировать интеллектуальные зоны головного мозга и стать маленькими, но успешными исследователями нашего большого мира!!!
Декоративно — прикладное искусство – это рукотворчество малышей, а развитие художественно- творческих способностей является основой успешного школьного обучения. Потому что в процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами рисования у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе занятий по декоративно-прикладному искусству у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Педагог заинтересовывает детей, создаёт условия для развития фантазии, развивает в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
ДС «Лада» (Кабанбай Батыра 93/1) Студия сенсорного развития «Малышарики»
( руководитель — Лукьянова Людмила Васильевна)
ДС «Шуак» ( ул Дзержинского 24 А) Студия детского творчества «Мастерская чудес» (руководитель — Григорян Гаянэ Григоровна)