В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.
Что же такое «психологический комфорт»?
В. М. Блейхер, И. В. Крук определяет «комфорт» (англ. comfort, как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические).
Т. е. психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.
По определению Всемирной организации здравоохранения, душевное благополучие является одной из главных составляющих здоровья человека. Поэтому так важно с ранних лет беречь психологическое здоровье дошкольников.
Создавать ребенку психологический комфорт – значит обеспечить следующие условия, способствующие его развитию:
— дать ребенку возможность быть самим собой;
— корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
— предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности.
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, если занят увлекательным делом.
На современном этапе у нас возникла необходимость в организации совместной коррекционной, методической и консультативной деятельности в детском саду, с этой целью в ходе подготовки к педагогическому совету была проведена тематическая неделя «Психологического комфорта».
Цель тематической недели:Систематизация знаний педагогов по использованию инновационных форм и методов взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации и пребывания дошкольников в детском саду.
В рамках предметной недели проведены следующие мероприятия:
Утренний круг в группах «Кто творит добро?», «Лучик настроения передай другому», «Что такое счастье?». Целью, которых было создание эмоционального настроя на весь день, установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками и обогащение активного словаря; развитие связной речи.
Акция «Лестница мудрости»
Цель психологической акции «Лестница мудрости» — познакомить родителей с высказываниями мудрых людей о воспитании детей. Афоризмы, которые располагались по лестничным пролётам, вызывали у окружающих радостные эмоции и слова благодарности.
Презентация групповой книги «Ласковых имён»
Для создания благоприятного социально – психологического климата в коллективе было организовано игровое взаимодействие с использованием элементов тренинга на тему «Сохранение психологического здоровья педагога и воспитанников».
В ходе тренинга участники получили возможность понять преимущества командной работы, усовершенствовать навыки общения в команде и получить удовольствие от совместной работы. Благодаря творческой активности педагогов и родителей, в каждой группе появились разнообразные атрибуты центра психологического комфорта: коврики «злости», подушки «дружбы», бусы «настроения», перчатки «примирения» и др.
Разработанный нами проект «Недели психологического комфорта» позволил выработать эффективные методы и приемы работы с детьми, и оказание помощи педагогам и родителям по развитию и коррекции эмоциональных нарушений, стимулирование интереса к психологическим знаниям, создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах.
Методист Екимова Е.А., психолог Погребнякова С.В.